Духовное управление мусульман Дагестана глазами "Хабиба Магомедова"

Хабиб Магомедов
Махачкала – Ростов на Дону . 2011 г

Общий анализ деятельности ДУМД


ДУМД было создано в 1992 году после упразднения ДУМСК. С тех пор эта религиозная организация успела совершить много хороших и полезных дел. Её авторитет в дагестанском обществе весьма велик. Об этом сказано и написано достаточно. Однако целью данного анализа является другая, неафишируемая сторона деятельности функционеров ДУМД. И не всегда эта деятельность выглядит привлекательно.
С 1992 года подавляющее большинство функционеров ДУМД – выходцы из Гумбетовского района плюс несколько человек из Шамилевского района. С 1992 года ни один муфтий не был избран официально. Механизм прост: в Совет Алимов внедряют своих людей, а потом из их числа выбирают Муфтия. В последнем варианте Устава ДУМД, принятом в 1999 году, написано, что высший орган – Совет имамов ДУМД проводится каждые 10 лет (в предыдущем Уставе срок был 3 года). Причем, дата последнего Совета не указана, следовательно, срок проведения следующего установить невозможно. На сегодня ни Совет имамов, ни Совет алимов, ни Муфтий не были избраны общим собранием мусульман Дагестана. Следовательно, они не могут уверенно доказать, что они легитимны (копии Уставов ДУМД образца 1994 и 1999 годов прилагаются).
ДУМД на 99% состоит из мюридов Саида-афанди Чиркеевского. Начиная с Муфтия и кончая охраной. В 16 религиозных ВУЗах, контролируемых ДУМД, учится 14 тыс. человек. Зачастую, на первом же курсе студентов принуждают становиться мюридами Саида-афанди. Между тем, мюридизм, тарикат являются личным делом мусульманина. Поэтому значительная часть мусульман – представителей других народов, в том числе и аварцы, относятся к этому с неприятием. По их мнению, Совет алимов некомпетентен, кроме того, очень много богословов в него не входит.
Все вопросы в ДУМД решают 4-5 человек – некоторые замы Муфтия, Идеологом ДУМД считается отец покойного Муфтия Абубакарова Магомед-Саид. Магомед Гаджиев, редактор газеты «Нур ул Ислам», одновременно – заместитель ректора Исламского Северо-КавказскогоУниверситета (уточнить название). А ректор – сам Муфтий. Гаджиев его доверенное лицо. Информационные атаки на неугодных производятся через «Нур ул Ислам». В случае чего можно сказать: -… это не наша газета, у нас «Ассалам» …и т.п.
Все функционеры ДУМД, включая Муфтия, получили юридическое образование. Они понимают, что это им может понадобиться, они готовятся к приходу к власти. Их надежды связаны с Президентом. Он ходит к Саиду-Апанди.
Оппозицию ДУМД, в основном, составляют даргинцы. В Юждаге оппозиция меньше, там её представляет шейх Сиражутдин Хурикский. Его основная опора – местный национализм. ДУМД снимает местных мулл и ставит своих – выпускников медресе в Буйнакске и Чиркее. Из Хасавюрта, Махачкалы или откуда – нибудь приезжают в Юждаг на автобусах, маршрутках молодые люди в мечети и при каких – то решениях кричат: «да-да». Проверить их невозможно Это настораживает и отталкивает местное население. У Хурикского есть свои силы. Возникает противостояние.
На организации Хаджа функционеры ДУМД делают колоссальные деньги, от 400 до 500 тысяч долларов. Если не больше. Но в последние два года они сильно прогорели. И сильно обижены на уполномоченного по вопросам Хаджа РФ А. Билалова, так как «цивилизованный» Хадж лишил их привычного «навара».
Методы «делания» денег разнообразны, например: заключаются обязательные договора на проживание в гостиницах. Но большинство дагестанских паломников едут автотранспортом, живут в машинах, а не в гостиницах. Тогда их места продают другим. Или за гостиницу в центре вынуждают платить 150 долларов, а селят на окраине за 60 долларов. Разница идет ДУМД (или функционерам?).
На Хадж теперь надо ехать в специальной одежде. Её в ДУМДе продают по 80 долларов. Многие платят, а форму не получают, или им под разными предлогами её не выдают ( волокитят, обещают дать, но позже и т.п.). А потом продают её другим.
Прививки перед Хаджем обязательны. Здесь паломников заставляют их делать в самом ДУМД. Делает это здесь в отдельной комнате свой доверенный врач. Хотя вакцину дает Москва бесплатно (уточнить), тут ее делают за 20 долл. Прививки, сделанные в других местах и справки не признаются.
Мутаилов – руководит вопросами организации Хаджа в ДУМД. Одновременно работает председателем Комитета по делам имущества Буйнакской городской(?) администрации. До сих пор ни разу публично, с цифрами в руках, не отчитался о проделанной работе в этом направлении и движениях денежных средств. И вообще, проверка финансово – хозяйственной деятельности до сих пор ни разу не проводилась.
На хадж функционеры ДУМД ездят бесплатно, за счет денег, собранных с паломников. Также бесплатно везут туда родню. Существует практика бесплатного «проезда» в Мекку имамов районов и городов. При этом зачастую нарушаются или игнорируются религиозные требования к совершению паломничества.
Хадж используется для коммерции. При пересечении границ стал системой подкуп должностных лиц. Особенно выделяется начальник таможенной смены на ТП «Яраг – Казмаляр» брат министра МВД Рахматула Магомедтагиров.
ДУМД располагает отрядами силового воздействия на неугодных – группы вооруженных молодых людей, спортсменов.
Так, когда в 2004 году была предпринята попытка создать нечто альтернативное нынешнему ДУМД, в мечеть на Редукторном поселке, где происходило мероприятие, пришло 3-4 тысячи вооруженных, физически крепких людей из Хасавюрта, Гумбета, Чиркея и других мест. К участникам собрания была применена сила.
ДУМД также обвиняют в том, что всех, кто не согласен с его политикой, функционеры моментально записывают в ваххабиты. Со всеми вытекающими последствиями. Широко практикуется смещение имамов мечетей и назначение своих представителей без согласия прихожан. Свежий пример: в поселке Шамхал сняли имама. Личность неоднозначная, но не ваххабит. Кроме того, его поддерживала часть жителей села. Приехала толпа молодежи во главе с олимпийским чемпионом- боксером, избили людей и навязали своего имама. Так же хотят поступить и в Ленинкенте, а там ведь аварцы и кумыки. Как результат, расколы в мечетях.
Сегодня ДУМД – государство в государстве. Столько у них власти и привилегий. Оно даже не платит за телефон и прочие коммунальные услуги. ДУМД, будучи общественной религиозной организацией, выступает в качестве эксперта при регистрации других общественных религиозных организаций. То есть, по сути становится частью государственного аппарата. А это незаконно, ведь религия у нас в стране отделена от государства. Все это когда-то было введено в рамках республиканского Закона «О борьбе с ваххабизмом», который позднее признали несоответствующим Конституции РФ.
ДУМД проникает в государственный аппарат, опираясь на административный, финансовый и кадровый ресурс своих сторонников среди руководства республики, директоров крупных предприятий. Например, руководители «Чиркейгэссстроя», «Махачкалинского морского порта» (Хархаров), первый заместитель председателя Правительства Гаджимагомедов, министр ВД РД Магомедтагиров, депутат НС РД Асиятилов являются мюридами Саида –афанди Атцаева.
Такие связи помогают решать и «житейские» вопросы. Два – три года назад сын Муфтия, известный своей избалованностью, сбил на машине женщину, сестру сотрудника УФСБ по РД. Муфтий пришел к заместителю начальника Управления и стал жаловаться, что его сына и его самого не оставляют в покое из-за их религиозных убеждений. В итоге «сынок» избежал уголовной ответственности. Не было попытки примирения, даже на маслиат не удосужился прийти. Имя сотрудника известно.


Выдвигаемые предложения:


Реорганизовать ДУМД, избрать туда, в том числе, и представителей малых народов на пропорциональной основе. И сделать это на съезде. Уменьшить количество ВУЗов, повысив качество образования. Самое трудное и опасное – затронуть денежную, экономическую составляющую их деятельности. Это чревато политическими потрясениями. Но, в принципе, это возможно.


Кафлан Ханбабаев, заместитель начальника управления по делам религии Миннаца РД (сам является мюридом Сиражутдина Хурикского):
ДУМД с 1992 года, в том виде как оно сложилось, называют «гумбетовским». Даже не аварским, потому что там подавляющее большинство гумбетовские и немного шамильские. С 1992 года ни один муфтий не был выбран официально. Они все кооптируются через Совет Алимов – внедряют в него своих людей, а потом из них выбирают Муфтия. Есть такое понятие как Устав ДУМД. Последний вариант был принят в 1999 году. Они прячут его как секретнейший документ. Но мы его достали. Там написано, что Съезд ДУМД проводится через 10 лет. Даже коммунисты, имея власть, через 5 лет проводили. Самое главное: непонятно, а с какого года считать эти 10 лет? Ведь дата не проставлена!
ДУМД на 99% состоит из мюридов Саида-афанди Чиркеевского. Начиная с Муфтия и кончая охраной. Поэтому представители других народов, в том числе и аварцев, относятся к этому с неприятием. В Дагестане предположим, 20 шейхов, а в ДУМД представители одного. Так ведь не должно быть. Пусть там вообще шейхи не сидят. Шейхство, тарикатство – личное дело мусульманина. Поэтому оппозиция их не признает. Во- первых этот Совет алимов некомпетентен, во-вторых очень много алимов не входит туда. Они что делают: замом делают Губдалана, которого не признают сами даргинцы. Там был Арсланали, кумык, которого сами кумыки не признавали – слабый был алим. Они двух – трех подбирают таких людей, которых свои не считают, представителей других народов, но потом в случае чего могут сказать – вот у нас такие есть. Но они ничего не решают. Все вопросы решают там 4-5 человек – некоторые замы Муфтия, например, первый заместитель Магди-хаджи Мутаилов, Магомед Ахмедов, был Курамагомнд Рамазанов хороший, но они убрали его в сторону. Идеологом ДУМД считается отец покойного Муфтия Абубакарова Магомед-Саид. Он работает в ДГМА. Считается «тайным» шейхом и исподволь руководит. Все, что на русском языке пишется, пишет Ахмад – хаджи Тагаев, он более – менее грамотный. Там есть мракобес и фанатик в худшем смысле этого слова, по-другому не назвать, доцент ДГТУ кандидат наук помощник Муфтия Султанмагомедов. Магомед Гаджиев, редактор газеты «Нур ул Ислам» Магомед Гаджиев – заместитель ректора Исламского Северо-КавказскогоУниверситета (уточнить название). А ректором сам Муфтий. Гаджиев его доверенное лицо. Когда им надо кого – то охаять, они информацию оттуда пропускают (через «Нур ул Ислам»), а потом говорят, что: -… это не наша газета, у нас Ассалам …и т.п.
Многозначительная тенденция заключается в том, что все функционеры ДУМД, включая Муфтия, получили юридическое образование – закончили Северо-Кавказский филиал Правовой Академии Минюста РФ. Директор, Магомедов, также мюрид Атцаева. Они понимают, что это им может понадобиться, они готовятся к приходу к власти (а может, и к её захвату).
Их надежды связаны с Президентом. Он ходит к Саиду-Апанди. Сам Саид это говорил еще в 2000 году, когда я у него с одним московским корреспондентом был. «Ко мне Шихсаидов ходит, и Алиев ходит. Мюридами я их не считаю, но ходят…». Мюрид или нет – не берусь утверждать, коммунистическая закваска, наверно, осталась, но они встречаются. Они считают, что он на их стороне.
Оппозицию ДУМД, в основном, составляют даргинцы. В Юждаге оппозиция меньше, но там хорошо сидит шейх Сиражутдин Хурикский. В ДУМД его за глаза называют «муташейхом». Он говорит: «Я их в Юждаг не буду допускать. Они ни копейки сюда не вложили, но хотят сюда своих имамов назначать». С 1998 года несколько раз это повторялось. Из медресе в Буйнакске и из Чиркея направляют выпускников, в основном, аварцев, в азербайджанские, табасаранские, лезгинские, курахские, агульские села. Они снимают местных мулл и ставят их. А у Хурикского есть свои силы. Получается противостояние. Местные старики не знают русского, а присланные читают на арабском или русском. Это настораживает и отталкивает местное население. Тем не менее, им удалось проникнуть в Юждаг. Еще Магомедтагиров, будучи начальником ГОВД в Дербенте, им помогал. Они как делают: из Хасавюрта, Махачкалы или откуда – нибудь приезжают в Юждаг на автобусах, маршрутках молодые люди в мечети и при каких то решениях кричат: «да-да». А кто их по паспорту проверяет, откуда они? Таких хитростей много.
На организации Хаджа они колоссальные деньги делают, по меньшей мере, от 400 до 500 тысяч долларов. Если не больше. Но в последние два года они сильно прогорели. И сильно обижены на уполномоченного по вопросам Хаджа РФ А. Билалова. Все эти наши «баракаты»… Они ведь на чем деньги делали: допустим, должны заключаться обязательные договора за гостиницу – надо заплатить за то, за это. И думдовские собирают деньги. Но ведь большинство наших едут автотранспортом, живут в машинах, а не в гостиницах. Например, гостиница в центре стоит150 долларов, а их селят на окраине за 60 долларов. Короче, людям называли одну цену услуги, а она стоила меньше. Разница шла ДУМД. Проверок не боятся, потому что еще никогда их не проверяли. Никакая налоговая инспекция их в жизни не проверяла, хотя теоретически имела на это право – им все сходило с рук. Как отправят людей на Хадж – все, их в ДУМД уже никого не найдешь, все в «разъездах». А оттуда едут нагруженные, стоят по пятьдесят машин, автобусов на границе. Товара на каждом транспорте на десятки тысяч долларов. Ругаются: – мы деньги вложили и т.п. Вроде бы, таких не должны пускать оттуда, но они же едут! На границе не должны пускать, но пропускают. Там брат нашего министра МВД работает. Ждут его смену, и хоть атомную бомбу вези, только деньги дай!
А один из первых эпизодов бизнес деятельности ДУМД, еще в начале девяностых, когда они перепродавали Коран, напечатанный бизнесменами в Татарии, с двойной накруткой.
Короче в ДУМД они все нелегитимные, потому что неизбранные на Съезде. Их обвиняют, что: все они представители одного устара Саида – афанди, подавляющее большинство все аварцы. Ничего против этого Муфтия не имеют, справится – пусть работает, но сначала надо всем вместе его избрать. А то они все делают в своей среде и из своей среды. Совет Алимов очень слабый. Некомпетентны в вопросах религии, вечно спорят о датах начала Ураза или Хаджа и т.п. делают очень большие деньги на Хадже. Например, о начале месяца Рамазан Муфтий выступал по телевизору, каялся, что ошибся с датой. Их также обвиняют в том, что всех, кто не согласен с ними, они моментально записывают в ваххабиты. Со всеми вытекающими последствиями. Претензий к ним очень много.
В 2004 году были попытки создать нечто альтернативное, Тогда в мечеть на Редукторном поселке пришло 3-4 тысячи вооруженных людей. Спортсмены всякие. Из Хасавюрта, Гумбета, Чиркея и других мест. Всякие были, например, братья Карагишиевы (один – начальник управления «Почта России» по Дагестану). Из за пазух торчали ножи, кинжалы, пистолеты и т.п. Начали этих бедных стариков бить, толкать.… Вот вам сценарий того, как они будут приходить к власти. Через таких молодых людей.
В Хасавюрте раньше был глава центральной мечети из Багулала, цумадинец Магомед-Саид Абакаров – он их на дух не переносил. Очень был грамотный, но умер. Сейчас там Яхья Магомедов, в Сирии, говорят, учился. Сайгидпаша тоже непонятный человек. То ладит с ДУМД, то на дух не переносит. Политик!
Мутаилов(Мачилаев?), говорят, председатель Комитета по делам имущества Буйнакской городской(?) администрации. Ну и одновременно руководит вопросами организации Хаджа в ДУМД. Один раз в жизни слышал его «отчетность». В 2004 году на сходе, когда хотели создать альтернативное ДУМД, он выступил: – вот мы собрали столько-то денег… потратили столько…» А кто знает, сколько на самом деле их поступило, сколько на что потратили? Кто их проверял? Никаких цифр, бумаг – говори что хочешь.
Муфтий. 1957 г.р., родом из Гумбетовского района. Родители жили в Муцалауле Хасавюртовского района, учился в Хасавюрте в медресе, работал в Исламском университете в с. Комсомольском Кизилюртовского района и оттуда пришел Муфтием. Он был компромиссной фигурой между влиятельными алимами – чтобы никто не обиделся. Его открыто поддержал депутат НС Суракат Асиятилов: «- Я всегда поддерживал, и буду поддерживать ДУМД…». Он тоже ходит к Саиду – Афанди. Его мюридом является и А. Магомедтагиров – ездит к нему, руки целует.
Это сценарий того, что может нас ожидать. Это даже хуже ваххабизма. Те хоть действовали открыто. А этих намного больше, они сидят в руководстве Республики. Зачем столько мечетей,16 религиозных ВУЗов, 14 тыс. человек учащихся? Куда смотрит государство? Никто об этом не думает. Раньше мы были Комитетом Правительства, сейчас – управлением Миннаца. Начальником поставили какого – то молоденького лезгина-филолога. Ни одной бумаги не понимает, какое отношение он имеет к религиозной проблематике?
Недавно у нас было рабочее совещание, встречались с Президентом. Говорили без прессы, откровенно. Я сказал, что опыт нашего комитета приезжали изучать и уже переняли многие регионы, даже госкомитеты создали – зачем было с нами так поступать-упразднять. Давайте создадим комплексную комиссию из представителей разных органов, проанализируем – отчего у нас такой высокий уровень экстремизма, давайте использовать опыт Арухова, который он изложил в своей книге. А он:- ваш начальник не тем занимался…» Хорошо, снимите начальника, но Комитет зачем закрывать. А насчет книги: «… а что вы такого нового могли написать, что нового открыли…?». Он разве эту книгу читал, чтобы так говорить – «…принесите эту книжку, мы посмотрим…»? Призывают предлагать новое для борьбы с ваххабизмом, экстремизмом и тут же говорят такое! Такая обстановка.
Свежий пример как ДУМД поступает: В поселке Шамхал сняли имама. Да, он деятель еще тот, но не ваххабит. Пришла толпа молодежи во главе с олимпийским чемпионом- боксером, избили людей. Так же хотят поступить и в Ленинкенте, а там ведь аварцы и кумыки. Все равно хотят своего «человека» поставить. В итоге, раскалывают людей в мечетях.
Мы готовили секретный доклад для ФСБ – предложили реорганизовать ДУМД, избрать туда, в том числе, и представителей малых народов, чтобы они авторитетных людей, алимов своих выбрали туда – на пропорциональной основе. И принять это на съезде, как это делается везде. Когда – нибудь это надо сделать. Уменьшить количество ВУЗов, повысив качество образования. Поскольку при большом количестве студентов там страдает качество обучения, да и не нужно столько. Да и кто захочет туда, если на первом же курсе студентов заставляют становиться мюридами Саида-афанди?
А вот самое трудное, опасное – затронуть денежную, экономическую составляющую их деятельности. Это вообще невозможно сделать. Хотя при особом желании можно собрать достойную проверенную команду, сказать: «вперед» и, не торопясь, осторожно и аккуратно сделать это, скажем, за пару месяцев. Всех посадить на место. Короче, сегодня ДУМД – государство в государстве. Столько у них власти и привилегий. Они даже не платят за телефон и прочие коммунальные услуги. ДУМД, будучи общественной организацией, выступает в качестве эксперта при регистрации других общественных религиозных организаций. То есть, становится как бы частью государственного аппарата. А это незаконно, ведь религия у нас в стране отделена от государства. Также они проводят «экспертизы» всякой религиозной литературы. Все это когда-то было введено в рамках республиканского Закона «О борьбе с ваххабизмом», который позднее признали несоответствующим Конституции РФ. Издателей они, таким образом, заставляют работать на себя – вы работайте, мол, а мы, если что – поддержим.
ДУМД опирается на административный, финансовый и кадровый ресурс среди руководства республики, директором крупных предприятий. Их поддерживают, например, руководители «Чиркейгэссстроя», «Махачкалинского морского порта» (Хархаров). Тот же первый заместитель председателя Правительства Гитиномагомед Гаджимагомедов («Велюр-Мага») является мюридом Саида – афанди. Поэтому наши справки, сообщения, аналитику в руководстве республики игнорируют. Там нет людей понимающих.
ДУМД – общественная организация, созданная для конкретных целей, а она занимается бизнесом, а это незаконно.


Кисматулла Алимагомедов, нач. отд. УФРС по РД:
-я семь лет работаю в этой системе и ни разу на моей памяти не было проверки на соответствие деятельности ДУМД заявленной в его Уставе. Это чревато крупными проблемами – политическими потрясениями и в руководстве это знают.


Ахмеднаби Ахмеднабиев, журналист «Черновик»:
-сколько приходилось беседовать с разными людьми, очень много нареканий в адрес ДУМД – это смещение имамов мечетей и назначение своих представителей без согласия прихожан. У них есть отряды силового воздействия на неугодных – группы вооруженных молодых людей, спортсменов.
Отдельного разговора заслуживает сбор и распределение закята. Эта тема покрыта густой завесой секретности. Нет никаких документов, подтверждающих приход и расход средств. Малейший интерес к этой проблеме очень жестко пресекается.
Сотрудник ФСБ: религиозники активно участвуют в политической жизни республики. «Лезут во власть мирным путем». Так в прошлом году Саид – афанди и его люди получили 500 тысяч долларов, а Сиражутдин Хурикский – 300 тысяч долларов от Сулеймана Керимова через Гаджи Махачева за то, чтобы на ожидавшихся выборах Президента РД они выступили против «Деда». У Саида – афанди, по его же оценке, где-то 20-30 тысяч мюридов. Сейчас очень многие из власть имущих взяли у него вирд. Любой депутат пользуется услугами духовенства. Практически в любом районе Дагестана основным, решающим вопросы лицом, даже более весомым, чем глава администрации, является мулла. Потому, что рано или поздно этот глава идет на очередные выборы, а без поддержки духовенства он может не победить. Именно в этом секрет влияния Ацаева и ему подобных. Сначала Саид – афанди Ацаев продвигает своих мюридов на важные посты, а затем через них идет во власть и решает свои дела. Например, Хархаров, Магомедтагиров, Шихсаидов – его мюриды.
По Хаджу: теперь туда ведь надо ехать в специальной одежде. Её в ДУМД продают по 80 долларов. Многие платят, а форму не получают, или им под разными предлогами её не выдают (волокитят, обещают дать, но позже и т.п.). А потом продают её другим. Если из 8-12 тысяч паломников кто-то не получит – умножь это число на 80 долларов – получатся хорошие деньги.
Перед Хаджем обязательны прививки. Паломников заставляют их делать в самом ДУМД. Процедуру выполняет в отдельной комнате свой, доверенный, врач. Хотя вакцину дает Москва бесплатно (уточнить), тут ее продают за 20 долл. Прививки, сделанные в других местах и справки не признаются.
Два – три года назад сынок Муфтия сбил машиной насмерть женщину, сестру сотрудника УФСБ по РД. Муфтий пришел к заместителю начальника Управления и стал жаловаться, что мы не оставляем его и его сына из-за их религиозных убеждений. И в итоге «отмазал» своего сынка. Даже на маслиат к родственникам погибшей не удосужился прийти. Имя сотрудника установлено. При необходимости возможен контакт.
Кстати, сын Муфтия давно известен своей избалованностью. Он неоднократно позволял себе приезжать на личной машине во двор Исламского университета и на глазах мутаалимов устраивать всякие фокусы, а охрана ему это позволяла.
Неоднородность исламского пространства
Чтобы осознать весь драматизм религиозно-политической ситуации сложившейся за последние годы в Дагестане, придется начать с очевидных вещей. Дагестан никогда не был однородным ни в этническом, ни в политическом, ни в конфессиональном плане. Этническая пестрота горного края – одна из самых высоких не только в России, но и во всем мире. Вся история Дагестана представляет собой борьбу народов за недопущение тотального господства над собой другого народа (не беря во внимание случаи экономической или политической зависимости).
В политическом отношении дагестанская традиция также породила необычайную пестроту. Основной чертой, присущей горским обществам, которую выделяли почти все исследователи, являлось большое разнообразие форм правления и политико-административного состояния. Ханства, аристократические джамааты, демократические джамааты, союзы джамаатов – «вольные общества», демократические «федеративные общества», номинально возглавляемые ханами – вот перечень дагестанских политических образований, существовавших на одной территории в одно и то же время. Попытки одних политических образований подчинить себе другие всегда порождали мощное, порой «самоубийственное» противодействие.
Но самый примечательный факт тот, что и исламское пространство в Дагестане, в отличие от других республик Северного Кавказа, никогда не было однородным. В религиозной культуре Дагестане на протяжении последних веков устойчиво доминировали три типа религиозного восприятия: суфизм, школы шафиитских законников и салафийя (фундаментализм).
Наиболее сильными позициями в Дагестане до сегодняшнего дня обладает суфизм – мистико-аскетическое учение в исламе, призывающее к смирению и уходу от мирской суеты. Суфизм имеет множество толкований и приложений, поэтому в рамках некоторых из них служил идеологией повстанческих движений и антиколониальной войны. Суфизм в Дагестане представлен тремя тарикатами (орденами): Кадирийей, Накшбандийей и Шазилийей, являющихся своеобразными духовными школами, сочетающими в себе методы и приемы мистического познания истины, особый свод морально-этических положений и формы внутренней организации.
Школа шафиитских законников (факихов) сформировалась в даргинских вольных обществах, где позиции мусульманских юристов, правоведов и судей были настолько крепки, что во многих обществах они оспаривали власть выборных правителей. В обществе Акуша-Дарго фактически же сложилось двоевластие. Политическими лидерами общества были два человека – выборный правитель и кадий (судья).
Ислам салафитского (фундаменталистского) толка, проповедующий возврат к первоосновам веры, к образу жизни пророка Мухаммада и «праведных предков» (араб. «ас-салаф ас-салихун») и очищение ислама от более поздних нововведений, вопреки тиражируемому государственным пропагандистским аппаратом мнению о чуждости и нетрадиционности его для Дагестана, имеет здесь более чем 300-летнюю историю.


Монополизация исламского пространства Духовным управлением мусульман Дагестана


Самой большой ошибкой дагестанских властей на этом социально-историческом фоне явилось обеспечение полного политико-правового прикрытия не просто одному из трех исламских направлений, но узкой «гидатлинской» ветви накшбандийского тариката, пытающейся к тому же насадить в республике незнакомый пока даже верующим суфийского толка шазилийский тарикат. Еще больше усугубил ситуацию тот факт, что работниками сформированного «гидатлинским» тарикатом Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) стали в подавляющем большинстве представители одной национальности – аварцы, причем выходцы только из двух районов – Шамильского и Гумбетовского, жестко ориентированные вдобавок на одного суфийского шейха Саида Афанди Чиркейского (Ацаева).
Легитимность же Духовного управления и авторитет чиркейского шейха Саида Афанди ставятся приверженцами всех остальных направлений (в том числе и других тарикатских ветвей) под большое сомнение и подвергаются вполне обоснованной критике, которая касается следующих вопросов:
• отсутствие легитимности. Поскольку после 1992 г. все муфтии избирались не съездами мусульман, а Советом алимов Дагестана, который был также сформирован, в основном, из сторонников шейха Саида Афанди Чиркейского в обход съезда мусульман, нынешнее руководство ДУМД рассматривается его оппонентами как «самопровозглашенное» и «назначенное»;
• нетрадиционность шазилийского тариката, выведенного, благодаря усилиям сторонников Саида Афанди, на лидирующие позиции в республике. Негодование верующих вызывает практически полное забвение официальным духовенством более традиционного для Дагестана накшбандийского тариката, а также традиций таких великих шейхов и муршидов Дагестана как Магомед Ярагский, Джамалудин Казикумухский, Абдурахман Согратлинский;
• клановость, местничество. В такой многонациональной и многосоставной республике как Дагестан, подавляющее большинство (до 98%) работников ДУМД являются мюридами и сторонниками только одного шейха – Саида Афанди. Многие ключевые посты заняты представителями только аварского этноса, причем выходцами только из двух районов – Гумбетовского и Шамильского. По этой причине оппоненты ДУМД называют его между собой «аварским ДУМД» и «Духовным управлением мусульман Гумбетовского района». Под видом противодействия «ваххабизму» ДУМД стремится монополизировать право назначения имамов на местах в интересах группировки Саида Афанди;
• нетерпимость к инакомыслию. Руководители и сторонники ДУМД считают истинными шейхами только четырех шейхов ветви Саида Афанди, а всех остальных называют мута-шейхами (лже-шейхами). В контролируемых сторонниками Саида Афанди исламских медресе и университетах учащихся воспитывают в духе неприязни к другим шейхам. Результатом подобной политики стала череда конфликтов, многие из которых едва не переросли в резню и вооруженное противостояние. К примеру, в сентябре 2001 г. группа сторонников Мухаммада Мухтара Кяхулайского ворвалась в здание ДУМД, угрожая «не оставить камня на камне от Духовного управления» если не прекратятся оскорбления Мухаммада Мухтара со стороны мюридов Саида Афанди. Весной 2004 г. представители других тарикатских ветвей, будучи до предела возмущены бездарной и агрессивной политикой ДУМД пытались создать на базе мечети в Редукторном поселке г. Махачкалы альтернативное Духовное управление. На это собрание ДУМД прислало свои боевые группы, вооруженные холодным оружием, кастетами и заточками. Оппозиция, не желая допустить кровопролития, свернула свое собрание;
• меркантильность. В Дагестане распространено мнение, что руководство ДУМД не слишком щепетильно в финансовых вопросах и не чурается финансов любого происхождения. Кроме этого, резкую критику вызывает отправка паломников в хадж, на которой, по мнению оппонентов, ДУМД ежегодно «зарабатывает» более сотни тысяч долларов;
• некомпетентность. Оппоненты упрекают ДУМД в слабой религиозной подготовке. Характерно, что за все время своего существования ДУМД не издало ни одной фетвы. Надо сказать, что отсутствие богословских знаний ставится в вину и самому Саиду Афанди, о чем высказываются многие алимы. Многих мусульман возмущают факты откровенного нарушения ДУМД и структурами, подконтрольными ДУМД, общеизвестных постулатов ислама, как, например, дозволение и поощрение к продаже и приобретению портретных изображений не только самого шейха, но и его предшественников и, самое главное, пророка Мухаммада;
• политическая ангажированность. ДУМД традиционно тяготеет к борющимся за власть аварским этнополитическим группировкам. Его традиционными сторонниками считаются некоторые видные политики республиканского масштаба, что обеспечивает мощное лоббирование интересов «чиркейской» группы.
Тем не менее, республиканские власти, до событий 1999 г. пытавшиеся заигрывать не только с различными ветвями тариката, но и с представителями дагестанской радикальной салафийи (Карамахинский джамаат), впоследствии сделали ставку только на группировку Саида Афанди. Обусловлено это было двумя факторами:
1. В ситуации, когда Москвой перед республиканскими властями была поставлена задача по беспощадной борьбе с радикальными салафитскими джамаатами, только чиркейская группировка давала полное «обоснование» с позиций ислама правомерности действий властей по разгрому «ваххабитов». Кроме того, только эта группировка могла в короткие сроки наэлектризовать наибольшее количество верующих «антиваххабитскими» идеями и породить в обществе «антиваххабитскую истерию».
2. В ситуации, когда даргинский клан Магомедали Магомедова имел твердое намерение любой ценой оставаться у власти, следовало дать какую-то отдушину накапливающемуся недовольству аварцев. Аварцы, как самый крупный этнос Дагестана были на тот момент предельно озлоблены столь долгим пребыванием у власти даргинцев. Передача в рамках ДУМД всей духовной власти аварцам могла отчасти погасить аварские претензии на власть светскую.
Однако подобные попытки государства подчинить весь массив мусульман представителям одной национальности и одного направления в исламе (вернее, даже не одному направлению, а узкой ветви внутри одного из направлений) вызывали ожесточенное сопротивление со стороны верующих. Никогда за всю историю Дагестана не предпринималось более непродуманного шага, нежели подобное втискивание самым жесточайшим образом всего многообразия исламской интеллектуальной, обрядовой, национально-культурной жизни в узкое русло «аварско-гидатлинского» (в интерпретации чиркейского шейха) тариката.
Однако эта политика уже показала свою полную несостоятельность:
Во-первых, она противоречит положению об отделении и равноудалении различных ветвей церкви от государства.
Во-вторых, адепты «гидатлинского» тариката не обладают достаточным уровнем подготовки для идеологического противодействия салафийи.
В-третьих, подобной фокусировкой государства на одном направлении внутри тариката были «оставлены за бортом» другие конструктивные направления и общины.
В-четвертых, Духовное управление, почувствовав поддержку государства, принялось за подавление всех своих идеологических противников и породило отторжение от своей политики не только верующих, но и научной и творческой элиты республики.
В-пятых, тесное сотрудничество Духовного управления с правоохранительными органами полностью дискредитировало эту структуру в глазах многих молодых мусульман.


Хабиб Магомедов
Махачкала – Ростов на Дону


2011 г


Источник: Maginhard Avars  http://wolfhunnenverband.ya.ru/replies.xml?item_no=218