Ибрагим Рамазанович Меркулов (Игорь Романович Маркулов). Родился в Чародинском районе Дагестана. Где точно не знаю, но школу закончил в селении Ириб, чем она (школа) очень гордится.
Советник премьер-министра Леонида Кучмы, а затем - президента Леонида Кравчука. Его бизнесом была корпорация «Атон», интересы которой охватывали промышленное производство, финансовый сектор, торговлю и включали целый ряд коммерческих структур. В 1992 году фирма "Атон", которую возглавлял Игорь Маркулов, переселилась в ДК Франко. Там свой угол уже занимала
[caption id="attachment_3175" align="alignleft" width="300"]
фирма Евгения Щербаня "Центр". Два весьма успешных бизнесмена познакомились, разговорились и в какой-то момент обнаружили, что им есть смысл объединить усилия. Так возникла будущая корпорация "Атон", несколько лет олицетворявшая донецкий бизнес.Маркулов был советником премьер министра Леонида Кучмы и председателем Совета по альтернативной экономике при Кабмине, находился в хороших отношениях с президентом Украины Леонидом Кравчуком, рассказывал один из руководителей партии «Батьківщина» Александр Турчинов в интервью порталу Liga. «Фактически в должности советника премьера Маркулов возглавлял «теневое» правительство», – объяснял Турчинов, который в 1993 году также работал советником Кучмы. У Маркулова были возможности лоббировать бизнес интересы на высшем уровне. У Щербаня таких связей тогда не было.На президентских выборах Щербань поддержал Кравчука. Победил Кучма.
В конце 1993 го дружба Маркулова, Баскакова и Щербаня переросла в совместный бизнес под громким названием «Транснациональная корпорация «Атон», в которую вошли «Атон», ДРПО «Центр» и ряд предприятий, которые контролировали партнеры. «Маркулов настоял, чтобы бренд «Атон» был сохранен, – рассказывает Каратун. – Но всю организационную работу взял на себя Щербань». Кто в «Атоне» играл первую скрипку? «Щербань был вторым номером в команде Маркулова», – уверял Турчинов в интервью. Это подтверждается и распределением должностей в «Атоне». Маркулов стал президентом корпорации, Щербань – генеральным директором.
Связи Маркулова в Киеве, а Щербаня – в Донбассе открыли перед «Атоном» двери в большой бизнес. Первый добился, чтобы в постановлении Кабмина о развитии экспортного потенциала Украины появился пункт о сотрудничестве меткомбината «Азовсталь» и «Атона». Донецкая компания получила право обеспечивать четверть поставок железорудного сырья на меткомбинат. Щербань организовал поставки руды с Северного ГОКа на «Азовсталь». Он хотел замкнуть на «Атоне» не только поставки сырья, но и экспорт готовой продукции «Азовстали». Гендиректор завода Александр Булянда не обрадовался этой идее. «На нас оказывали психологическое давление: были разные намеки, – рассказывал в интервью Forbes Сергей Тарута, возглавлявший отдел внешнеэкономических связей комбината. – Мы давление выдержали, и они согласились работать через нас по договору комиссии».
Сколько «Атон» заработал на кооперации с «Азовсталью»? По словам Каратуна, который был вице президентом «Атона», итоговую прибыль от многоходовой бартерной операции знал только Щербань, но выручка корпорации по «Азовстали» составляла около $100 млн. Для сравнения: бюджет Украины в 1993 году был около $1 млрд.
"...какие бы надежды ни теснились в голове у Маркулова, вышло не так, как думалось. "Пришел Щербань и, имея более светлый ум, имея стратегию развития этого бизнеса, возглавил его", - так просто описал эту ситуацию известный журналист и правозащитник Владимир Бойко. Через год "Атон", начавшийся с элементарного производства железобетонных конструкций, уже ассоциировался в первую очередь со Щербанем и ворочал такими делами, каких никто больше в Донецке "поднять" не мог.
Прибрал к рукам Евгений Щербань и другое маркуловское детище – Либеральную партию Украины. Созданная в октябре 1991 года, она влачила скромное существование и, вероятно, требовалась Маркулову на всякий случай, как политическое прикрытие. Никаких заметных потенций она не обнаруживала. Щербань влил в нее деньги и энергию. Летом 1993 года ЛПУ заявила о претензиях стать главной центристской силой в масштабах всей страны. Тогда она считалась богатейшей и амбициознейшей политической силой. Без Щербаня это вряд ли с ней случилось бы. Но факт и в том, что без маркуловской империи путь Щербаня наверх был бы не столь стремителен. И как раз 1992-й стал годом, когда масштаб этого человека радикально увеличился – и это привело к грандиозным последствиям как в донецком бизнесе, так и в украинской политике.
Постановлением КМ № 606 от 3 ноября 1992 г. Маркулов был назначен главным советником премьер-министра Кучмы по вопросам создания валютно- фондовой биржи. Но прославился лишь тем, что основал Либеральную партию Украины, получил под гарантии правительства Украины $50 млн и не вернул деньги. Пытался сунуться с чемоданом краденных денег и наполеоновскими планами в Дагестан, но тут его амбиции быстро укоротили местные "чемоданщики". Чтоб не потерять нажитого непосильным трудом, чухнул в Америку, где имел небольшой ликеро-водочный бизнес.
Считается, что выдавить из Донецка и созданной им партии Игоря Маркулова помогли «октябрьские» (именно так называлось ОПГ, из которого вырос Ринат Ахметов – по имени поселка, где будущая «элита» подрастала). Хотя сам Ринат в одном из своих интервью намекнул, что является чуть ли не продолжателем идей Маркулова. История переезда Маркулова в США напрямую связана с его отношениями с Полом Тейтумом. Напомним, что
[caption id="attachment_3185" align="aligncenter" width="582"]
это тот американец – совладелец «Рэдиссон-Славянская», который был убит 3 ноября 1996 г. в г. Mocкве. Кстати, Евгений Щербань был расстрелян в донецком аэропорту, отремонтированном корпорацией «Атон», когда возвращался из Москвы, где был гостем на семейном торжестве Иосифа Кобзона как раз в "Рэдиссон-Славянской".
Так вот, у Тейтума был широкий круг небезопасных знакомств – от великосветских проституток до вора в законе по кличке Петрик. Не без помощи Тейтума американские банки дали "Атону" тот самый кредит в $50 млн под гарантию украинского правительства, которые не были возвращены (долг погашался за счет бюджета) и стали причиной эмиграции Маркулова, а также возвышения Щербаня, Абрамзона и Дедуха – как наследников имущества корпорации.
Бизнес-партнер Щербаня, Юрий Дедух: – Сначала мы с Евгением Щербанем зарегистрировали фирму «Атон», потом к нам подключился Игорь Маркулов и была зарегистрирована Транснациональная компания (ТНК) «Атон».
– Как Евгений Щербань познакомился с Игорем Маркуловым?
– С Маркуловым я был знаком со студенческих времен. Мы вместе проходили практику на шахте им. Горького. В начале 1990-х Маркулов работал в Москве с банковскими структурами России. Однажды Маркулов появился в Донецке, в нашем с Евгением ресторане. Он рассказал, что у него есть деньги, но он не знает, в какой оборот их запустить. В итоге он вошел деньгами в наш бизнес.
Когда Кучма пришел к власти, Маркулов вынужден был выехать за границу. Поначалу он долго жил в США и ОАЭ. Потом мы с ним пересеклись в Москве. Мы пытались построить совместный бизнес, но он попал под пресс властей по делу ЮКОСа. Он проводил операцию по выкупу пакета акций «Юганскнефтегаза», после того как власти «разбомбили» ЮКОС, в итоге он отсидел четыре года. В прошлом (2012)году он умер в Бахрейне.