Проверка интерната "Забота" ударила по репутации Р. Абдулатипова

 Расул Кадиев


Ситуацию в доме-интернате для умственно-отсталых детей "Забота" сейчас уже обсуждают не только в Дагестане и не только в социальных сетях, но и в высоких кабинетах .


Еще в февраля 2015 года появился сюжет о том, что "уполномоченный главы республики Дагестан" Алибек Алиев получил жалобы о жестоком обращении с детьми в интернате "Забота"



И вот через год проблемы интерната снова стали объектом внимания чиновников.


Теперь Алибек Алиев не стеснялся в выражениях и называл условия содержания детей жестокими.



В интернете собрали подписи под петицией с требованием проверить деятельность интерната "Забота". Депутат ГД РФ Ризван Курбанов передал петицию в Генеральную прокуратуру, которая инициировала проверку.



Вот сюжет РГВК "Дагестан" о том, что целый день в интернате работала комиссия , судя по кадрам с большим начальством из прокуратуры.



Но комиссия не окончила свою работу и не подготовила окончательные выводы.


История попала на ведущие федеральные каналы.



Однако, 22 марта , в самый разгар общественного гнева в СМИ, направленного против интерната, проводится заседание Совбеза Дагестана, на котором обсуждается ситуация с домом-интернатом "Забота".


И тон этого заседания оказался неожиданным. Вопреки тому, что созданная с участием властей республики комиссия еще не закончила свою работу руководство интерната было полностью "оправдано".




Скорее всего тысячи собранных подписей под петицией о проверке интерната, внимание к проблеме федеральных СМИ, с участием депутатов Государственной Думы Р.Курбанова (ЕР) и А.Старовойтова (ЛДПР) ударила по репутации Р. Абдулатипова. Понятно, что шум может привести сюда и Уполномоченного по правам ребенка РФ, что еще больше привлечет негативного внимания.



В результате, команда Рамазана Гаджимурадовича ничего лучшего не придумала как срочно замять скандал, реабилитировав руководство интерната прямо на заседании Совбеза не дождавшись итогов проверки прокуратуры.


И видимо, не совсем понимая, что народная волна недовольства на самом пике, команда Абдулатипова выставила информацию об итогах Совбеза на страницу в Инстаграмме, да еще с использованием оценки реакции людей и СМИ как "провокация"


И начался кошмар для модератора, который только и успевал удалять пачками гневные комментарии возмущенных читателей.


Следите за временем и количеством комментариев - чем дальше тем меньше комментариев.




На момент написания поста, модератор не много сбавил обороты.



Но суть поста не о неуклюжести пиар-службы Абдулатипова.


Дело в том, что я согласен мнением знающих людей о том, что такого рода дела надо рассматривать очень внимательно. Журналисты которые работали над сюжетами по этому интернату говорили о трудностях доказывания некоторых фактов обращения. И сгоряча ломать дрова не стоит.


поэтому надо было дождаться решения комиссии и опубликовать ее.


Но Рамазан Абдулатипов не раз показывал, что он сторонник верховенства политики над правилами. Хотя это ошибочная стратегия, так как нарушение правил приводит к утрате доверия, которое является основой репутации политики.


И позвольте мне высказать еще одну мысль.


Ситуация с интернатом "Забота" демонстрирует системную ошибку.


Есть финансирование и материальное обеспечение со стороны властей и не всегда оно хватает. Понятно, что работа с таким детьми очень трудная и я не уверен что врачи и санитарки получают достаточную заработную плату компенсирующую их переживания и труды, плата которая способна заинтересовать хороших специалистов.


Эти проблемы решают обычно благотворительностью. То же самое произошло с интернатом "Забота". Люди несли продукты деньги , и даже, как это показано на одном из видео, готовы лично приходить и помогать своим трудом. Но люди часто не уверены что их помощь дошла оп назначению. Именно так и произошло в отношениях благотворителей и руководства интерната - потеряли взаимное доверие.


Как исправляется эта системная ошибка?


И у нас до революции были и сейчас в западных государствах при социально-важных объектах существует институт "попечительских советов", которые контролируют расходы полученные от благотворителей.


В эти советы входили авторитетные и уважаемые люди, чья репутация была залогом честного расходования пожертвований.


В Дагестане очень много таких социальных объектов, которые нуждаются в ведении системы попечительских советов, начиная от школ, больниц, заканчивая городскими парками и музеями.


К сожалению, в российском законодательстве нет возможности создания попечительских советов при государственных и унитарных учреждениях.


Большое распространение получило создание общественных советов. У этих общественных советов много минусов, вплоть до того, что члены совета назначаются руководителем, которого они должны контролировать, при этом не имея никаких полномочий.


Но как юрист, считаю, что возможно создание системы попечительских советов не только не нарушая законодательство, но и используя его.


Кто может войти в попечительские советы?


Прежде всего сами спонсоры, меценаты. Обратите внимание, что 24 марта на сессии НС РД будет слушаться законопроект «О некоторых мерах государственной поддержки меценатской деятельности в Республике Дагестан"


Закрепить полномочия по контролю спонсорской помощи тоже не трудно, для этого в уставы соответствующих учреждений вносятся изменения либо принимаются положения о попечительских (общественных) советах.


В попечительские советы должны войти сами пользователи услуг. Родители детей (школы) , спортсмены использующие государственные и муниципальные спортзалы, постоянные посетители городских парков и пляжей.


Теоретически возможно сделать очень много.


Но захотят ли власти пойти на системные шаги и впустить общественников в подконтрольные учреждения?


Или так и будем разводить народных комиссаров или "уполномоченных" , которые проблемы решают телевизионными наскоками.