Клановая система во власти в Дагестане вызывает у населения большое недовольство. Но порой именно она позволяет за ранее точно предсказать основные политические изменения в республике. Сегодня аналитики нашего портала поделятся с вами своим мнением и мнением известных политологов, которые практически уверены в том кто станет следующим мэром Махачкалы.
После ареста мэра Махачкалы Саида Амирова усиленно начали муссироваться слухи о возможных претендентах на его место. Известно, что временно его обязанности исполняет первый заместитель Баганд Магомедов – бывший актер театра и кино, человек нехаризматичный и даже можно сказать слабовольный. Можно было бы предположить, что Магомедов может остаться в кресле мэра города, если бы он был профессионалом – специалистом городского хозяйства, разбирающимся во всех тонкостях функционирования громадного и хронически больного организма под названием Махачкала. Однако он обо всем этом имеет весьма отдаленное впечатление и был назначен Амировым своим первым заместителем именно по этим качествам – учитывая, то что Баганд Магомедов – мэр никудышный и никому в голову не придет его заменить самим Амировым. Актуально и другое его качество, о котором мы сказали выше – его безынициативность и отсутствие амбиций как таковых.
«Ошибки» начинающего политика-мафиози
Саид Амиров, после вынужденного убийства своего волевого и активного заместителя Ахмеда Изиевича Алиева (его и жену жестоко убили 22 января 2002 года), уже не хотел обжигаться с заместителями и выбрал себе безвольного актера, работавшего в Даргинском театре. Алиев, на взгляд Амирова, уже метил на его место и уже начал по-своему распоряжаться городским имуществом, иметь на многие вопросы свою точку зрения. Известный политик Гаджи Махачев в открытом письме, опубликованном в газете «Черновик», в свое время открыто обвинил Саида Амирова в этом убийстве: «22 января 2002 г. убит заместитель главы администрации Алиев Ахмед Изиевич, в убийстве замешан и находится в розыске троюродный брат Амирова ст. лейтенант милиции, работавший в его охране. Почему Амиров, получающий грамоты и награды за сотрудничество с ФСБ, не сдаст его правосудию?»
До 1998 года в мэрии Ахмед Алиев курировал вопросы государственного имущества, а с приходом на пост мэра Саида Амирова стал выполнять широкий круг обязанностей, часто выступая от лица мэра города, что начало уже тревожить Саида Амирова, решившего, что Ахмеду Изиевичу пора подрезать крылья, что он и сделал, отправив на дело собственного родственника.
В марте 2003 г. суд вынес тюремные сроки по этому делу Мураду Мустафаеву и Руслану Мажидову, которые обвинялись в том, что в декабре 2001 года вступили в сговор с помощником главы городской администрации Омаром Магомедовым (он объявлен в федеральный розыск) с целью убийства Ахмеда Алиева. Также было установлено, что убийцы в течение января 2002 года тренировались в стрельбе неподалеку от родного селения Саида Амирова – Джангамахи Левашинского района Дагестана. В известном своей скандальностью интернет-компромате «Левашинская капуста-5» по своему интерпретированы мотивы убийства Ахмеда Баталова: «Стоило заместителю С. Амирова – А. Алиеву напомнить ему, что он пришёл к власти под лозунгом «Махачкалинцам - законность и порядок», заявил о недопустимости огульной распродажи городских земель и собственности и уничтожения облика города. Он в сердцах заявил: «нас же потомки будут проклинать!». Об этом он успел рассказать в телефонном разговоре по пути домой. А на рассвете той же ночи Алиев и его супруга были расстреляны в своём доме».
В этом же материале говорится, что «был убит и другой заместитель – А. Баталов, всего лишь за то, что нелестно высказался об «осьминоге». Был убит и его сын». В материале имеется в виду то, что 1 декабря 2004 г. в Махачкале убит заместитель Саида Амирова – Ахмед Баталов, а до этого – в начале того же года следователь МВД РД его сын – Магомед Баталов.
С именем Саида Амирова связывают и убийство двух руководителей земельного комитета администрации Махачкалы за один год, за то, что те отказались быть подставными фигурами в его аферах с земельными участками на территории Махачкалы и за отказ подписывать документы о передаче в собственность фирм и людей С. Амирова земель федеральной и республиканской собственности в черте города.
5 мая 2007 года в Левашинском районе Дагестана было найдено обгоревшее тело начальника Махачкалинского комитета по земельным ресурсам и землеустройству Магомеда Муртазалиева. Несговорчивого чиновника Амиров приказал связать и заживо сжечь в его собственной машине, что и было сделано его киллерами – такими же отморозками, как и их хозяин. Тело нашли в принадлежащей чиновнику машине, которая была сожжена. Розыски Муртазалиева велись с 30 апреля 2007 года.
После этого прошло около года и 31 июля 2008 г., вечером в центре Махачкалы был застрелен начальник отдела земельного комитета столицы Дагестана Исмаил Ибрагимов. Говорили, что он, как и предыдущий убитый Амировым чиновник, по земельным вопросам заявил, что не хочет садиться из-за него в тюрьму.
Печальный опыт работы с предыдущими несговорчивыми чиновниками, убедил Амирова, что надо менять кадровую политику и отказаться от найма своих бывших коллег по цеху – заготовителей, снабженцев, бывши и действующих киллеров и вообще всяких лиц, имеющих хоть малую толику амбиций, харизмы и даже собственного мнения или самоуважения. Собачья преданность, полная бесхребетность, поголовное стукачество и готовность работать от зари до зари и выполнять любой приказ шефа – таковы стали принципы кадрового подбора аппарата администрации Махачкалы, после нашумевших убийств и поджогов бывших подчиненных самим Амировым.
Кандидаты на наследство
Именно поэтому в составе действующего аппарата администрации Махачкалы нет ни одного чиновника, способного руководить этим сложным хозяйством и его надо искать вне его пределов. Благо желающих довольно много и они начинают косвенно показывать свои амбиции. Среди них звучат фигуры самых разных политиков.
Абусупьян Хархаров, Сагид Муртазалиев, Ризван Курбанов, Ризван Газимагомедов, Магомед Гаджиев – это далеко не полный перечень лиц, претендующих на это кресло. Депутат Госдумы Магомед Гаджиев – человек, приближенный к известному олигарху Сулейману Керимову – сам олигарх сворачивает свои проекты в Дагестане, а в Кремле его амбиции в Дагестане считают неуместными и потому его шансы довольно малы.
Его оппонент Ризван Курбанов, считает, что в деле заключения на нары Саида Амирова он играл, чуть ли не ключевую роль, а потому рассчитывает на «законно отвоеванное» или освобожденное им место. Учитывая, что руководитель политической группы, членом которой он является – Сагид Муртазалиев и его компаньоны и так слишком влиятельны в Дагестане, подобное кадровое решение (о поддержке его кандидатуры) было бы очень крупной ошибкой Рамазана Абдулатипова, который четко знает, что ему нужны не влиятельные политические кланы и группировки, а строго – исполнители государственной воли. Установка Кремля и его назначенца Абдулатипова предельно жестка – на местах должны сидеть строго управленцы и организаторы, а не политики.
Все мы помним памятное заявление Абдулатипова, что политикой в республике будет заниматься только один человек (имея в виду себя), а остальные чиновники должны заниматься производством, ЖКХ, автотранспортом и т.д. Т.е. чиновники – и в первую очередь муниципальные работники, руководители городов и районов – должны заниматься реальным исполнением своих обязанностей, а не политическими интригами, расшатывающими ситуацию в Дагестане. Зная Ризвана Курбанова можно быть четко уверенным в том, что он только последним и будет заниматься. Сагид Муртазалиев также не подходит на эту роль – по указанным выше причинам, т.е. чрезмерное усиление одной политической группы даст крен корабля под названием Дагестан в одну сторону, что чревато самыми негативными последствиями для республики.
Группа, руководимая Муртазалиевым контролирует и так Кизлярский, Бабаюртовский, Хасавюртовский, Цумадинский районы Дагестана, влияет на ситуацию во все северном Дагестане, а недавно получила под свой контроль газовую отрасль республики (имеется в виду назначение Адильхана Ганакаева на должность директора филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Дагестане). Эта группа и так получила в Дагестане многие активы, что позволило ей стать одной из ведущих политических групп в республике, а с учетом ухода из политики Саида Амирова и переходом контроля над Махачкалой в ее руки, она в удобное для нее время сможет бросить вызов самому Абдулатипову. Да и без этого отдать все активы и ресурсы в республике в одни руки означало бы отдалить от себя все другие, в том числе отказаться от возможности включить новые фигуры в состав политбомонда Дагестана, в чем республика давно нуждается. Еще два имени – вице-премьер Абусупьян Хархаров и бизнесмен Магомед Мусаев – зять Абдулатипова, также трудно представить в роли мэра Махачкалы. Во втором случае, предельно ясно, что Абдулатипов не пойдет на то, что поставить на вторую по влиятельности должность в Дагестане своего родственника, которому он не дал должности даже непосредственно в правительстве или других исполнительных органах, поставив во главе совещательно-консультативной структуры (Мусаев – председатель исполкома Стратегического совета при Президенте РД).
Хархаров также маловероятная фигура на этом посту, поскольку функции в правительстве у него другие – он привлечен в качестве специалиста по транспортной отрасли, ключевые компании которой нуждаются в реанимации (морской порт, аэропорт, железные дороги).
Ризван Газимагомедов – компетентный специалист в области городского хозяйства, строительства и ЖКХ, человек не связанный с криминалом и крупными финансовыми махинациями, однако его в прошлом связывали тесные отношения с Саидом Амировым. Он во время прихода Амирова к власти, т.е. в 1998 г. был избран Председателем Махачкалинского городского Собрания народных депутатов и проработал там до 2007 г., когда был избран депутатом НС РД, а вскоре – с августа 2007 года – стал заместителем Председателя Правительства Республики Дагестан. В условиях очищения от наследства Амирова, Газимагомедова сложно представить в качестве его преемника.
В одном из СМИ, с отметкой «по слухам», в качестве кандидатов на пост мэра назывались Хизри Шихсаидов и Гаджи Махачев. Первый из которых печально известен как главный фигурант антикоррупционной справки бывшего полпреда в ЮФО Дмитрия Козака и личность весьма негативно воспринимая в дагестанском обществе из-за ситуации, когда управлявший машиной в нетрезвом состоянии Шихсаидов стал причиной смерти целой семьи, но ушел от ответственности. Второй был отставлен даже от поста главы МО «Кизилюртовский район» из-за своего криминального прошлого и наличия судимости, что уж говорить о посте мэра столицы республики.
Даже при тщательном отборе трудно найти более неудачные кандидатуры, чем эти два политика.
Ответ на вопрос
Мы не зря потратили столько времени на анализ потенциальных кандидатов. Теперь становится ясно, что занять кресло мэра может только человек, за которым стоит серьезный клан. Более 20 лет Дагестаном правит только один, известный всем клан. И любой его представитель очень не выгоден Абдулатипову.
Очевидно, что мэром Махачкалы должен стать человек – управленец и экономист, который сможет решить застарелые проблемы Махачкалы с канализацией, питьевой водой, электричеством, благоустройством парков и улиц и не будет заниматься политическими амбициями и интригами. Это конечно позитивные качества, но смогут ли они перевесить так надоевшую народу клановость и своячность?
Если сложить все эти моменты, то наиболее похожей фигурой по многим параметрам на посту мэра Махачкалы видится бывший президент Дагестана – Магомедсалам Магомедов – доктор экономических наук, который в отличие от других его «коллег» по научным званиям, не стал полагаться на высокий пост своего отца и сам защитил кандидатскую и докторскую диссертации по экономике, преподавал, занимался научной деятельностью, да и сейчас не оставляет науку.
Некоторые при этом считают, что он будет хорошим продолжателем «дел» Амирова и вряд ли выберет для себя иной стиль управления. Люди его клана так же, как и при Амирове будут занимать ключевые посты. Хорошо это или плохо? Судить, наверное, стоит по настроению самих дагестанцев. Ведь именно им придется выбирать. Ведь время, когда решали за дагестанцев прошло. Оно улетело вместе с боевым вертолетом с главной площади 1 июня 2013 года.
Кроме того, назначение именно Магомедсалама Магомедова (даргинец из Левашинского района) позволит соблюсти некоторую преемственность в национальном вопросе, который может возникнуть со сменой Саида Амирова – даргинца из Левашинского района. Опытный экономист и управленец, а также политик Магомедсалам Магомедов еще во время своего прихода на пост руководителя республики хотел умерить амбиции некоторых глав МО и в первую очередь Саида Амирова, однако столкнулся с жестким противодействием с его стороны, в том числе и силового характера, пошли в ход угрозы личной безопасности, активный черный пиар через подконтрольные Амирову СМИ. В конце концов, поддавшись уговорам отца – Магомедали Магомедова, Магомедсаламу пришлось пойти дипломатическим путем и попытаться плавно, путем смены политической формации, правил игры изменить ситуацию в республике, сделать так, чтобы Амиров и ему подобные не имели политического будущего в Дагестане. Однако силы оказались неравны, да и политический центр имел другие виды на Магомедсалама Магомедова и последний отправился на работу в администрацию Президента РФ.
Конечно кандидатуру Магомедова никогда не согласует кремль. Должность в АП ему дали, как раз для того, что бы его амбиции умерить и лишить Абдулатипова серьезного политического соперника. Но не стоит забывать, что Магомедов человек волевой и решительный и запросто может променять лояльность кремля на свое желание возглавить Махачкалу.
В этом случае не легко придется Абдулатипову. Который только-только избавился от Амирова. Появление Магомедова это начало серьезной борьбы за сферы влияния. В одной такой борьбе Абдулатипов уже одержал победу, показав всему Дагестану, что он способен радикально решать вопросы даже с теми, кто считает себя неприкасаемыми. Наверняка он справится и с Магомедовым, но все это отнимет еще не мало времени, которое президенту не очень то выгодно тратить на политические разборки. Ведь перед ним стоит задача по выполнению программы, которую он предложил народу Дагестана.
Поэтому Абдулатипов сильно опасается такого поворота событий, а между тем некоторые политики уже делают ставки на Магомедова. Магомедов, как политик, понимает, что открытую борьбу за влияние с Абдулатиповым прямо сейчас начинать нельзя, ведь у президента сейчас идет самая активная фаза народной любви. Но стоит только забыться истории с арестом Амирова, как рейтинг Абдулатипова начнет падать, вот тут то Магомедов и начнет, используя все свои возможности, давить на президента.
Очевидно, что шансов у Магомедова очень много. Он, не смотря на его минусы, практически единственный достойный и возможный кандидат. И у аналитиков нет сомнений, что именно он станет новым мэром. Помешать ему может только одно – пока Абдулатипов имеет прямую протекцию кремля, все кто хоть как то будут мешать его линии, не получат шанса на ведение политической деятельности в Дагестане. А значит, пока, Абдулатипов может спать спокойно.
По материалам сайта dag-news.com