Рамазан Абдулатипов который много лет был отдален от политической жизни Дагестана, должен был на кого-то опереться. На того кто знает местную политическую кухню. И в тот момент, когда кандидатура Абдулатипова рассматривалась на пост временного исполняющего обязанности главы Дагестана, рядом находился Хизри Шихсаидов. Тогда Глава республики и спикер дагестанского парламента были депутатами Государственной Думы, и между ними сложились доверительные отношения. С кем если не с Шихсаидовым можно обсудить перспективы обустройства республики. Хизри Исаевич опытный номенклатурный игрок, который все про всех знает, и практически со всеми поддерживает нормальные рабочие отношения. Он и занял самый высокий кумыкский пост - председателя Народного собрания республики.
Можно уверенно сказать, что Хизри Шихсаидов является формальным и неформальным лидером среди кумыков. Такой статус ему обеспечивают опыт, влияние среди своих, авторитет среди представителей других народов, и близость к Рамазану Гаджимурадовичу. При назначении глав кумыкских районов, Рамазан Абдулатипов, наверняка учитывает мнение Хизри Шихсаидова. Сам спикер никогда не позиционировал себя как лидер кумыкского народа, не участвовал в каких-то мероприятиях кумыкского национального движения и национально-культурных автономий.
С 1997 по 2004 годы Хизри Шихсаидов возглавлял правительство республики, потом был председателем счетной палаты, избирался депутатом Государственной Думы. Его можно считать государственником. Имеет опыт работы на руководящих должностях еще с советских времен. В те годы его покойный старший брат Шихсаид Шихсаидов был секретарем Обкома КПСС Дагестанской АССР. А отец Иса Шихсаидов работал председателем райисполкома Буйнакского района.
Родом Шихсаидовы из села Буглен Буйнакского района. Продолжателем династии управленцев является и сын спикера дагестанского парламента Даниял Шихсаидова. С 2011 года он возглавляет Буйнакский район. А племянник Мурат Шихсаидов ранее возглавлял Каякентский район. При президентстве Муху Алиева он стал вице-премьером правительства РД и заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия. А Хизри Шихсаидов в это время был Депутатом Государственной Думы. Сейчас Мурат Шихсаидов не занимает высокую государственную должность, видимо решив, что политикой из Шихсаидовых должен заниматься один человек.
По этой же причине даргинец Абдулмеджид Сулейманов, покинул пост мэра города Избербаш, когда его брат Магомед Сулеймановы возглавил столицу республики.
Еще один племянник Хизри Шихсаидова, (сын сестры) Зайдин Джамбулатов является ректором Дагестанского государственного аграрного университета. Ранее этот ВУЗ возглавлял его отец Магомед Джамбулатов.
Кто же может составить конкуренцию Шихсаидовым? Еще одним влиятельным кумыком является, уроженец города Буйнакск, Генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Махачкала» Керим Гусейнов. Он не очень публичная фигура, и в политических амбициях замечен не был. Всего лишь является рядовым депутатом Народного собрания (парламента) Дагестана.
Компания, которую возглавляет Керим Гусейнов, является одной из самых крупных подразделений Газпрома на Северном Кавказе. Эта дочка «Газпрома» обслуживает магистральные газопроводы «Моздок — Казимагомед», «Макат — Северный Кавказ» и «Кумли — Аксай». Керим Гусейнов приходится зятем известной семьи Насрутдиновых.
Ильмудин Насрутдинов, - герой социалистического труда, был директором совхоза в селе Кака-Шура Карабудахкентского района. Его сын Насрутдин Насрутдинов руководил всем газовым хозяйством в Дагестане, брат Умалат возглавлял Карабудахкентский район, министерство сельского хозяйства и продовольствия. Сын Насрутдина Насрутдинова Магомедгусейн, контролировал одну из газовых компаний расколовшегося единого газового хозяйства, потом возглавлял министерство транспорта, стал вице-премьером Правительства Дагестана. Сейчас Магомедгусейн Насрутдинов, находится в московском СИЗО, по обвинению в крупном мошенничестве. По слухам Керим Гусейнов давно поссорился с Насрудиновыми и дистанцировался от них. В продолжение темы мы напишем о позициях в политике и бизнесе, бывшего спикера дагестанского парламента Магомедсултана Магомедова. О его взаимоотношениях с Главой Дагестана и компаниями «Сумма» и «Транснефть».
Третьей по влиятельности личностью среди кумыков является Магомедсултан Магомедов, который контролирует важную компанию ОАО «Дагнефтепродукт», основной или единственный в регионе оператор по перевалке нефти с моря на сушу. В компанию входит крупнейшая в Дагестане нефтебаза емкостью примерно 540 тысяч кубических метров единовременного хранения.
Вся нефть, добываемая в северном Каспии и транспортируемая из Казахстана и Туркмении, не может попасть в новороссийский порт и далее в Европу, без промежуточного звена, инфраструктуры «Дагнефтепродукта». Перекачивать сырую нефть из танкеров в магистральную трубу Баку-Новороссийск, в данный момент, может только эта компания.
Ранее, Магомедсултан Магомедов занимал главное кумыкское место спикера парламента. Родом он из села Доргели Карабудахкентского района. Как человек близкий к бывшему президенту Магомедсаламу Магомедову, бывший спикер естественно не пользовался большим доверием Абдулатипова.
Задолго до прихода к власти, однофамильцы, бывшие - президент и спикер, были компаньонами по нефтяному бизнесу. В середине «нулевых», они реализовывали проект по освоению шельфа Каспийского моря. В качестве инвестора, выступала немецкая компания «Винтерсхал». Компания брала на себя большие социальные обязательства. Немцы уже сдали один из социальных объектов, - спортивный комплекс в Левашинском районе. Но в реализации проекта возникли проблемы. Возможно, это было связано со сменой власти в республике в 2006 году, или трудностями получения лицензий для освоения месторождений.
Уступив место спикера, Магомедсултан Магомедов взамен не получил никакой другой должности. Хотя занимавший при президентстве аварца Муху Алиева пост спикера даргинец Магомед Сулейманов, сложив свои полномочия, взамен получил значимую должность руководителя Дагестанского отделения медицинского страхования. Об этом мы писали в одном из прошлых материалов.
Рамазан Абдулатипов, не доверял бывшему спикеру, возможно, за его близость к Магомедсаламу Магомедову. Публичная критика Абдулатиповым прошлых времен, говорит о том, что он старался минимизировать влияние бывших руководителей республики.
Еще один знаменитый выходец из села Доргели Карабудахкентского района, это Абсалютдин Мурзаев. Хотя он не обладает административной властью, и не владеет крупной собственностью, пользуется большим авторитетом среди кумыкских общин. Он приходится двоюродным братом Магомедсултану Магомедову.
Во время очередного обострения конфликтной ситуации в местности «Караман», между кумыками и лакцами, прошедшего в Пятигорске Всероссийского съезда кумыков,
Абсалютдин Мурзаев подвергся нападению неизвестных преступников возле своего дома в Махачкале. Ни Абдулатипов, ни другие представители власти, не осудили это нападение на общественника.
Все эти факты говорят о том, что в 2013 году отношения Главы республики с экс-спикером были достаточно прохладными.
Возникла ситуация, когда нефтяное хозяйство, контролируемое Магомедсултаном Магомедовым, вообще рисковало быть съеденным более крупными акулами бизнеса.
К «Дагнефтепродукту» и ММТП проявляла интерес компания "Сумма" миллиардера, хунзахского аварца, Зиявудина Магомедова. И шансы заполучить эти активы оценивались высоко, учитывая «особые» отношения с Главой республики, о которых в республике ходили легенды. Но Махачкалинский порт принадлежит государству, а контролирует его Сулейман Керимов. Руководителем порта является чародинский аварец Ахмед Гаджиев, ставленник миллиардера Сулеймана Керимова.
Одно из структурных подразделений «Суммы», «Мостоотряд-99», с приходом Абдулатипова, действительно, существенно расширили свою деятельность по строительству крупных объектов в Дагестане. Глава республики публично ратовал расширению деятельности группы «Сумма», поручил Правительству оказывать всевозможную поддержку проектам компании. Было заключено соглашение между «Суммой» и Правительством Дагестана.
Как к привлекательному и перспективному звену транспортировки нефти, к «Дагнефтепродукту» проявляла интерес и федеральная компания «Транснефть». Оно и понятно. Поставки нефти через Махачкалинский морской торговый порт полностью зависят от «Дагнефтепродукта». Представители «Транснефти» ранее высказывали недовольство перебоями поставок нефти через Махачкалинский морской торговый порт. А иногда возникали вопросы и к качеству поставляемого сырья.
А тут «Сумма» и «Транснефть», между которыми были сложные отношения из-за раздела активов НМТП, находят взаимовыгодное решение. Они договариваются увеличить объемы перевалки нефти через Махачкалинский порт до семи млн. тонн в год.
Но сделать это невозможно без контроля над «Дагнефтепродуктом», либо без строительства альтернативной перевалочной базы. Во втором случае «Дагнефтепродукт» лишится монопольного права по перевалке нефти, и со своим устаревшим оборудованием становится неконкурентоспособным.
С этими идеями представители «Суммы» в конце января 2014 года, приехали в Махачкалу, на встречу с Абдулатиповым, рассчитывая на его поддержку. Неожиданно, Глава республики вступился за интересы местного бизнеса. - Данное развитие сценария может ударить по интересам «Дагнефтепродукта», - обеспокоился Абдулатипов. Член совета директоров ООО «Группа Сумма» Марат Шайдаев наставал, что «Транснефть», одна из ведущих компаний страны, не хочет в дальнейшем сотрудничать с «Дагнефтепродуктом».
Абдулатипов возразил: - Отказываться от возможностей действующей структуры неправильно. Приходите, но цивилизованно, не ограничивая возможности других.
Шайдаев заверял: - Мы никого не ограничиваем, мы хотим параллельно создать конкурирующую структуру.
Спустя год, становится ясно, что «Сумме» пока не удается построить альтернативную нефтеперевалочную базу.
И весной прошлого года, в СМИ начали появляться разоблачительные материалы против Рамазана Абдулатипова. Зять владельца «Суммы» Зиявудина Магомедова депутат Государственной Думы Умахан Умаханов дал интервью главному критику Абдулатипова, журналисту Марату Хайрулину. Умахан Умаханов аварец родом из Ботлихского района, представитель андийской субэтнической группы.
Умаханов вступился за Кизлярский коньячный завод, которые хотели приватизировать близкие к Абдулатипову бизнесмены, и критиковал кадровую политику главы республики.
О сближении Магомедсултана Магомедова и Рамазана Абдулатипова, говорит и то, что «Дагнефтепродукт» стал спонсором федерации волейбола Дагестана, которую возглавляет брат Главы Дагестана, руководитель УФМС Раджаб Абдулатипов.
И в перспективе позиции Магомедсултана Магомедова могут усилиться. Во-первых, он контролирует активы, из-за которых сталкиваются интересы двух олигархов из списка Forbes. К тому же на территории Дагнефтепродукта строится нефтеперерабатывающий завод мощностью более 1000000 тонн год.
Подробно о других кумыкских, лакских, лезгинских, азербайджанских и других представителях во власти и в бизнесе, мы напишем в следующих материалах.
Муса Мусаев